Закон РФ № 114-ФЗ. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами

Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.

Статья 1-7

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

военно-техническое сотрудничество - деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения;

продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области;

к продукции военного назначения относятся:

  • вооружение и военная техника - комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);

  • системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;

  • взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства:

  • инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;

  • специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;

  • объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;

  • системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;

  • коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;

  • специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;

  • техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;

  • научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;

  • стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;

  • результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;

  • научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;

  • специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения;

  • обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;

  • создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;

  • подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств;

  • передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;

  • проведение и (или) участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) продукции военного назначения, средств и способов защиты от оружия массового поражения и обычных вооружений;

  • предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;

  • передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;

  • проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах Российской Федерации;

  • показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

  • услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества;

  • создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;

  • исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно-измерительной аппаратуры;

  • ремонт вооружения и военной техники;

  • консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;

  • иная деятельность в области военно-технического сотрудничества, не противоречащая законодательству Российской Федерации;

  • вывоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения за пределы территории Российской Федерации;

  • ввоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения на территорию Российской Федерации;

  • военно-техническая помощь - предоставление на безвозмездной или иной льготной основе иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации требующей оплаты за счет средств федерального бюджета продукции военного назначения;

  • субъекты военно-технического сотрудничества - российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

  • организации - производители продукции военного назначения - российские юридические лица, имеющие производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения, и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности;

  • организации - разработчики продукции военного назначения - российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-технические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности;

  • иностранные субъекты военно-технического сотрудничества - иностранные юридические и физические лица, имеющие право на осуществление военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством своих государств;

  • иностранные заказчики - уполномоченные органы иностранных государств, иностранные субъекты военно-технического сотрудничества, а также международные организации, представляющие интересы иностранных государств.(абзац введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 327-ФЗ)

Статья 2. Правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества

Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством Российской Федерации с иностранными государствами, находятся в исключительном ведении органов государственной власти Российской Федерации.

Статья 3. Цели военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами

Основными целями военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являются:

  • укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;

  • поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;

  • развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;

  • получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;

  • обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и имущество.

Статья 4. Принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами

1. Основными принципами государственной политики при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами являются:

  • приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;

  • государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества;

  • соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении химического, биологического и других видов оружия массового поражения;

  • соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения;

  • защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения;

  • государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества;

  • недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;

  • сохранение и поддержание политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;

  • соблюдение взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами на приемлемых для Российской Федерации условиях;

  • обеспечение равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для субъектов военно-технического сотрудничества;

  • подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве.

2. Государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества обеспечивается:

  • осуществлением исключительных полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;

  • введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения;

  • регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами Российской Федерации;

  • проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения;

  • обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации.


Статья 5. Методы осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества

Основными методами осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества являются:

  • методы, которые отвечают принципам государственной монополии в области военно-технического сотрудничества и основу которых составляют лицензирование разработки, производства продукции военного назначения, определение порядка ввоза и вывоза, продажи и (или) закупки продукции военного назначения, разрешительный порядок деятельности в области военно-технического сотрудничества, правовое и организационное регулирование этой деятельности;

  • система экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в целях обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности Российской Федерации, защиты ее внутреннего рынка, сохранения и упрочения ее политических и стратегических позиций, соблюдения международных обязательств по сокращению и ликвидации вооружения, а также по нераспространению оружия массового поражения;

  • определение порядка предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

  • лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения;

  • недопущение в Российской Федерации монополии одного субъекта военно-технического сотрудничества;

  • недопущение участия в военно-техническом сотрудничестве российских организаций, не получивших права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

  • недопущение конкуренции на внешнем рынке нескольких российских субъектов военно-технического сотрудничества посредством разделения сфер их деятельности;

  • таможенное регулирование ввоза и вывоза продукции военного назначения, в том числе экспортно-импортных операций в области военно-технического сотрудничества;

  • координация органами государственной власти Российской Федерации деятельности в области военно-технического сотрудничества и осуществление надлежащего контроля за этой деятельностью.

Статья 6. Ограничения на осуществление военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами

1. Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
Вывоз продукции военного назначения, не включенной в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации утверждает список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
Передача конкретных видов продукции военного назначения в отдельные государства, включенные в указанный список, может быть ограничена решениями Президента Российской Федерации.
Вывоз продукции военного назначения в государства, не включенные в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента Российской Федерации.

3. Решениями Президента Российской Федерации запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.

4. Запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами.

Статья 7. Государственный контроль за осуществлением военно-технического сотрудничества

1. Государственный контроль за деятельностью в области военно-технического сотрудничества осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона.

2. Государственный контроль осуществляется за:

  • соответствием деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, и субъектов военно-технического сотрудничества законодательству Российской Федерации, целям и принципам государственной политики Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества:

  • эффективностью системы государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества;

  • соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;

  • эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

  • эффективностью использования федеральной собственности субъектами военно-технического сотрудничества;

  • ценообразованием на экспортируемую продукцию военного назначения с учетом экономических интересов Российской Федерации; поступлением, движением и использованием доходов, получаемых от экспорта продукции военного назначения;

  • исполнением нормативных правовых актов в области военно-технического сотрудничества.